Предупреждение коррупции в организациях
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции «Предупреждение коррупции в организациях» разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с учетом требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Обучение проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области противодействия коррупции, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе Типовой программы.
По отдельному запросу может быть проведено очное обучение, в таком случае стоимость уточняется отдельно.
Цели курса «Предупреждение коррупции в организациях»
Целью повышения квалификации по Программе является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений в организациях, на основе нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, методологических и методических подходов в области противодействия коррупции, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Результат обучения по курсу
Результатами повышения квалификации является повышение уровня профессиональных компетенций за счет освоения и (или) углубления знаний и умений в области противодействия коррупции.
10. В ходе освоения Программы будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции (далее – ПК), учитывающие положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
способность и готовность к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению (ПК-1);
способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции (ПК-2);
способность и готовность принимать и применять меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции, а также по пресечению коррупционных и иных правонарушений (ПК-3).
В результате освоения Программы слушатель должен знать: понятие, признаки и виды коррупции;
подходы к пониманию коррупции, причины ее возникновения и негативные последствия;
основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции;
основные положения международных правовых актов в области противодействия коррупции;
положения действующих федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции;
методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции;
основные принципы противодействия коррупции;
организационные основы противодействия коррупции;
меры по профилактике коррупции;
основные антикоррупционные стандарты поведения;
меры ответственности за коррупционные правонарушения;
актуальную судебную практику по вопросам привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения.
По результатам освоения Программы слушатель должен уметь:
выражать нетерпимость к коррупционному поведению;
анализировать и использовать в своей деятельности нормативные правовые акты Российской Федерации в области противодействия коррупции;
обеспечить принятие мер по предупреждению коррупции в организациях;
вырабатывать предложения, направленные на повышение эффективности профилактики коррупции в организации;
критически оценивать информацию;
определять меру дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.
По результатам освоения Программы слушатель должен иметь навыки:
идентификации коррупционных правонарушений в конкретной жизненной ситуации;
реализации практических мер по профилактике коррупции;
соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции в своей деятельности;
работы с материалами судебной практики по вопросам привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.
Категории слушателей
Заинтересованные лица, работники организаций всех форм собственностиФормат обучения
- Дистанционное обучение
- Всего: 72 ч.
- К освоению Программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Учебное время
Требования к слушателям
Удостоверение
По завершению курса выдается:
Удостоверение повышения квалификации.Посмотреть образец
По программе: «Предупреждение коррупции в организациях»
-
1. Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации
Коррупция как социально-правовое явление, деформирующее публичное управление, правовую систему. Природа и причины коррупции, содержание и угрозы, исходящие от коррупции. Последствия коррупции. Современные формы коррупции в Российской Федерации. Способы и средства противодействия коррупции. Основные направления и этапы развития государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции. Национальные планы противодействия коррупции.
-
2. Международные стандарты государственного управления в области противодействия коррупции
Международные универсальные и региональные соглашения в сфере противодействия коррупции (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 26, ст. 2780) (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1231); вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г.); Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1899) (Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 6, ст. 622); вступила в силу для Российской Федерации 17 апреля 2012 г.) и иные). Международные антикоррупционные правительственные и неправительственные организации. Международные антикоррупционные инициативы.
-
3. Зарубежные акты в области противодействия коррупции
Зарубежный опыт нормативного правового и иного регулирования в области противодействия коррупции к организациям (Закон США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act 1977), Закон Великобритании о взяточничестве (United Kingdom Bribery Act 2010) и иные). Минимизация рисков применения к организациям и их работникам антикоррупционного нормативных правовых и иных актов зарубежных стран экстерриториального действия.
-
4. Общая характеристика системы противодействия коррупции в Российской Федерации
Правовые и организационные основы, основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции. Система органов публичной власти, участвующих в противодействии коррупции в Российской Федерации. Меры по профилактике коррупции, в том числе формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции. Примеры участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции.
-
5. Институциональный статус подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений
Институциональный статус подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Требования к такому подразделению в части кадровых, финансовых и иных ресурсов. Обеспечение независимости. Положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений: функции и задачи.
-
6. Возможные подходы к проведению оценки коррупционных рисков
Роль оценки коррупционных рисков в выработке мер по профилактике коррупции. Порядок проведения оценки коррупционных рисков: идентификация, анализ и ранжирование. Основные этапы оценки коррупционных рисков. Участники оценки коррупционных рисков. Принципы оценки коррупционных рисков.
-
7.Антикоррупционная политика организации
Место антикоррупционной политики в системе локальных нормативных и иных актов организации в части предупреждения коррупции. Требования к антикоррупционной политике. Содержание антикоррупционной политики: принципы, цели и задачи антикоррупционной политики, круг лиц, на которых распространяются положения антикоррупционной политики. Практика организаций.
-
8. Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов
Место положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в системе локальных нормативных и иных актов организации в части предупреждения коррупции. Требования к положению о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Содержание положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Возможные подходы к определениям понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность». Квалифицирующие признаки конфликта интересов, исходя из определения, установленного в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Необходимость принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Возможный порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организации. Возможный порядок уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения посредством добровольного декларирования. Практика организаций.
-
9. Кодекс этики и служебного поведения работников организации
Роль и место этики в противодействии коррупции. Антикоррупционное этическое поведение. Функции и источники этики в противодействии коррупции. Место кодекса этики и служебного поведения работников организации в системе локальных нормативных и иных актов организации в части предупреждения коррупции. Требования к кодексу этики и служебного поведения работников организации. Содержание кодекса этики и служебного поведения работников организации. Методические рекомендации Минтруда России, касающиеся этических правил поведения. Практика организаций.
-
10. Положения о подарках и знаках делового гостеприимства, а также об участии в благотворительной и политической деятельности
Место положений о подарках и знаках делового гостеприимства, а также об участии в благотворительной и политической деятельности в системе локальных нормативных и иных актов организации в части предупреждения коррупции. Коррупционные риски, связанные с дарением подарков и знаков делового гостеприимства, а также в связи с участием в благотворительной и политической деятельности. Требования и содержание положений о подарках и знаках делового гостеприимства, а также об участии в благотворительной и политической деятельности. Критерии допустимости (нецелесообразности) дарения (получения) подарков и знаков делового гостеприимства. Запрет отдельным категориям лиц получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки и иное). Практика организаций.
-
11. Каналы получения информации и защита заявителей, сообщивших о фактах коррупции
Важность защиты заявителей, сообщивших о фактах коррупции. Каналы получения информации от таких заявителей: способы сообщения, порядок и сроки рассмотрения сообщений, обратная связь с заявителем, проведение проверки. Принципы защиты заявителей, сообщивших о фактах коррупции. Возможные механизмы защиты заявителей, сообщивших о фактах коррупции. Привлечение к ответственности и поощрение. Практика организаций.
-
12. Возможные подходы к информированию и консультированию в рамках профилактики коррупции
Цели информирования и консультирования. Принципы информирования и консультирования по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Внутреннее и внешнее консультирование (обучение). Общие подходы и этапы организации информирования и консультирования. Оценка результатов информирования и консультирования по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции. Мероприятия по профессиональному развитию в области противодействия коррупции. Правоприменительная практика.
-
13. Иные меры по предупреждению коррупции в организациях
Меры поощрения и дисциплинарные взыскания. Проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка. Мониторинг и тестирование. Заключение с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, трудового или гражданско- правового договора. Антикоррупционная экспертиза локальных нормативных и иных актов организации. Антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок. Взаимодействие с правоохранительными органами и иными государственными органами, должностными лицами, в том числе в целях противодействия коррупции. Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Борьба с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Иные меры по предупреждению коррупции в организациях. Практика организаций.
-
14. Планирование деятельности в области противодействия коррупции
План противодействия коррупции: цели, задачи, наполнение. Результаты оценки коррупционных рисков для целей подготовки плана противодействия коррупции. Оценка планов противодействия коррупции и эффективности их реализации. Критерии оценки плана. Критерии эффективности реализации плана. Методическое обеспечение подготовки плана противодействия коррупции.
-
15. Подготовка локальных нормативных правовых и иных актов в области противодействия коррупции
Особенности юридической терминологии и требования, предъявляемые к ней. Порядок и требования к формированию нормативных дефиниций. Особенности законодательной стилистики, а также общие правила изложения юридических предписаний в нормативных правовых и иных актах. Требования, предъявляемые к языку и стилю нормативных правовых актов.
-
16. Меры по предупреждению коррупции и трудовое законодательство Российской Федерации
Особенности построения мер по предупреждению коррупции в организации с учетом требований трудового законодательства Российской Федерации. Пределы мер по предупреждению коррупции с учетом ограничений, предусматриваемых трудовым законодательством Российской Федерации. Различия в правовом статусе работников организаций частного и государственного секторов, обуславливающие недопустимость отдельных мер по предупреждению коррупции в организациях частного сектора в связи с положениями трудового законодательства Российской Федерации.
-
17. Меры по предупреждению коррупции и законодательство Российской Федерации о персональных данных
Особенности построения мер по предупреждению коррупции в организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Пределы мер по предупреждению коррупции с учетом ограничений, предусматриваемых законодательством Российской Федерации о персональных данных. Различия в правовом статусе работников организаций частного и государственного секторов, обуславливающие недопустимость отдельных мер по предупреждению коррупции в организациях частного сектора в связи с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных.
-
18. Антикоррупционные коллегиальные органы в организации
Положение об антикоррупционном коллегиальном органе в организации. Задачи такого органа. Вопросы, рассматриваемые коллегиальным органом. Состав антикоррупционного коллегиального органа. Требования к положению об антикоррупционном коллегиальном органе в организации. Содержание положения об антикоррупционном коллегиальном органе в организации. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности такого органа.
-
19. Участие в коллективных инициативах
Примеры коллективных инициатив в области предупреждения коррупции, в которых могут участвовать организации. Преимущества подобного участия. Коллегиальные органы государственных органов, участие в которых возможно для организаций в целях предупреждения коррупции. Положительная практика участия организаций в коллективных инициативах в области предупреждения коррупции.
-
20. Стандартизация и сертификация в рамках предупреждения коррупции
Примеры стандартизации и сертификации в рамках предупреждения коррупции. Преимущества и возможные недостатки подобной стандартизации (сертификации). Практика организаций в стандартизации и сертификации в рамках предупреждения коррупции.
-
21. Ответственность за коррупционные правонарушения
Подходы к содержанию и признакам коррупционного правонарушения. Состав коррупционного правонарушения. Виды коррупционных правонарушений. Понятие и основные признаки коррупционных правонарушений дисциплинарного характера. Основные виды коррупционных правонарушений дисциплинарного характера. Порядок привлечения к ответственности. Критерии привлечения к ответственности. Общий и упрощенный порядки привлечения к ответственности. Рассмотрение ситуаций, установление возможных взысканий за коррупционные правонарушения. Методические материалы Минтруда России, касающиеся вопросов привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения дисциплинарного характера. Судебная практика по делам, связанным с применением взысканий за коррупционные правонарушения дисциплинарного характера. Уголовно-правовые и административноправовые формы противодействия коррупции: понятие, сущность, примеры из правоприменительной практики. Практика прокурорского надзора.
-
22. Использование цифровых технологий в противодействии коррупции
Новеллы информационной политики в сфере противодействия коррупции. Возможные подходы к информатизации деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Использование информационных и иных сервисов в противодействии коррупции. Ведение раздела официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по вопросам противодействия коррупции. Практика организаций.
-
23. Возможные подходы к профилактике коррупционных правонарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг
Краткий обзор законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы закупок товаров, работ, услуг. Реализация политики в сфере противодействия коррупции при осуществлении закупок. Судебная практика по делам, связанным с проявлениями коррупции при осуществлении закупок. Методические рекомендации Минтруда России по вопросам профилактики коррупции при осуществлении закупок.
-
Итоговая аттестация